На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Рисуют все!

1 570 подписчиков

Поговорим о мастихине

В предыдущем посте о картинах Олега Трофимова я упомянула такой инструмент художника, как мастихин. Наверно художник выработал миллион манипуляций и достиг совершенства в его владении, потому что картины вызывают искреннее восхищение.

Охотно верю, что многие неискушённые в тонкостях живописи читатели могут не знать, что это за штуковина такая. Поэтому, сам Бог велел в специализированном блоге рассказать о мастихине Вздыхает

Итак, для справки: мастихин – инструмент из гибкой стали или рога в виде ножа или лопатки с изогнутой ручкой. Мастихин применяется художниками для очистки палитры, для размешивания краски или для частичного удаления незасохшей краски с картины. Часто мастихин употребляется вместо кисти для нанесения краски ровным слоем или рельефным мазком.

Мастихины или лопатки из тонкой стали различных размеров и форм появились достаточно давно. Но наибольшего расцвета приёмы работы с этим инструментом достигли в двадцатом веке, когда масляная живопись раздвинула свои горизонты и вышла за рамки фотографической «похожести», возникли различные стили и направления в изобразительном искусстве.

Мастихин, как никакой другой инструмент, позволяет выразить всю силу звучания той или иной краски, наиболее полно раскрыть цвета и их сочетания, создать красивую и сложную фактуру краски на поверхности картины, что позволяет моделировать и объём изображаемых образов и предметов, даёт большие возможности для импровизации в ходе творческой работы.

Говорят, что в некоторых Школах рисования (итальянской, например) новичкам запрещают рисовать кистями, а заставляют рисовать только мастихином, чтобы не зацикливались на деталях. Хотя я слышала такое сравнение: начинать с мастихина, это как учиться играть на фоно кулаками, да мощно, да выразительно, но… Кисти дают совершенно другую степень свободы.

——————————————————————————————————————

20070625-17362000 

Качество мастихинов, предлагаемых крупными европейскими производителями, примерно одинаково. Главное на что нужно обращать внимание при выборе инструмента – это лезвие. Оно должно быть гибким, но не слишком слабым, хорошо пружинить, иначе мастихин долго не прослужит. Ручку лучше подбирать "под себя", чтобы держать инструмент в руках было удобно и приятно. Если художник не совсем уверен в том, что конкретно он будет писать мастихином, или решил попробовать этот новый для себя инструмент, то предложите ему купить сначала дешевый мастихин, а никак не самый дорогой.

Формы мастихина и цели, для которых они используются
Разная форма ножа позволяет добиться различных эффектов. Например, мастихин с коротким лезвием подходит для нанесения угловых мазков, при размашистой манере письма лучше воспользоваться инструментом с длинным лезвием.
Мастихин идеально подходит для создания текстуры в технике импасто, или же для нанесения плоских слоев краски в работе над масштабными полотнами.

Как использовать мастихин?
Техника работы мастихином довольно сильно отличается от техники использования кисти, и поначалу может показаться немного странной. Самая верная аналогия: приготовление бутерброда с маслом. Кончиком мастихина берется немного краски с палитры. Затем используется боковая сторона лезвия, чтобы разнести краску по полотну или немного вдавить ее в холст. В начале работы используется самый кончик лезвия, которым наносятся на холст маленькие точечки краски. Затем мастихином проводится сильно вниз, для того чтобы получить тонкие линии. Для создания текстуры нажимается лезвием плоско вниз, в краску.

Чего нельзя делать при работе с мастихином?
Основной принцип работы: свежая краска на влажной основе или свежая краска на сухой основе. Когда краска уже начнет подсыхать, и на ее поверхности образуется пленочка, попытка нанести поверх подсохшего слоя другой слой может привести к тому, что работа будет загублена полностью. 

Какие краски подходят для работы с мастихином?
Лучше всего использовать масляную краску, или же акриловую достаточно густой консистенции – иначе не сохранить нужную фактуру. Акриловые краски можно сделать более густыми, если добавить в них текстурную пасту. (Источник)

——————————————————————————————————————

Рисование сложной текстуры мастихином. (Источник)

Итак, мастихин позволяет добиться поразительно красивых эффектов и вы получите большое удовольствие от его умелого использования.

Давайте попробуем получить с помощью мастихина многоцветную хаотическую текстуру, которая не должна выглядеть нарисованной вручную.

Первый этап – подготовительный. Это очень важный этап, на котором закладывается основа всей работы и от него сильно зависит конечный результат.

Выбор цвета краски – на ваше усмотрение, но для начала лучше взять темный оттенок, например, натуральную умбру. Краску выдавливаем на палитру и не разводим растворителем, оставляя консистенцию как в тюбике. Теперь набираем краску нижней стороной мастихина и начинаем наносить ее на холст. Чередуем продольные и поперечные движения мастихина, отлип и процарапывание кончиком, работаем ребром и плашмя.

Цель этого этапа – создать рельеф из краски, который бы выглядел максимально хаотичным. Проявляем максимум фантазии – движения мастихином могут быть длинные и короткие, круговые и прямые и так далее… (на этом этапе можно даже использовать и грубую щетинную кисть, и черенок кисточки – все, что может помочь в создании разнообразного рельефа краски на поверхности холста).

После того как весь холст покрыт краской, отставляем работу на несколько дней, чтобы первый слой застыл. На это может уйти 2-3 дня, а лучше подождать неделю. Свободный промежуток времени можно заполнить рисованием карикатуры на автора статьи.

Ну вот, первый слой подсох, продолжаем работу. Теперь берем светлый оттенок. Набираем мастихином небольшое количество краски и легкими движениями наносим ее так, чтобы она осталась на выпуклостях и не заполняла впадины предыдущего слоя.

Оттенки краски можно менять и этим достигаем богатую цветовую гамму. Иногда может потребоваться дополнительное подсушивание пред нанесением нового оттенка краски.

Таким приемом, например, можно создавать листву деревьев:

clip_image002

Чтобы нарисовать траву, можно добавить как на первом, так и на втором этапе продольные движения ребром мастихина с небольшим количеством более разжиженной краски:

clip_image003

Надеюсь, что освоив приемы рисования мастихином, вы полюбите этот замечательный инструмент и будете использовать его в своей работе так же часто, как и я.

——————————————————————————————————-

Примеры картин, выполненных мастихином

1261685416_6ee800a76c82

363191

247775

357388

Картина дня

наверх